Статьи о фотоаппаратах
Статья                         27.03.2014
Софт-объектив - особенности, достоинства и недостатки
Статья                         21.03.2014
Нормальный объектив - особенности, достоинства и недостатки

Портретный объектив - особенности, достоинства и недостатки

Портретными объективами называются объективы с постоянным фокусным расстоянием от 50 до 200 мм. Еще точнее в классическом представлении диапазон фокусных расстояний находится от 70 до 180 мм. Для указанного диапазона характерны минимальные оптические искажения, что очень важно в портретной съемке. Впрочем, такие искажения все равно существуют. Например, 50-мм объективом можно снять без искажений человека в полный рост, 85-мм - портрет «по грудь», а для съемок лица крупным планом необходимо использовать объектив с фокусным расстоянием от 135мм.

портретный объектив

Портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием имеют несколько преимуществ:

  1. Их конструкция обычно состоит из небольшого количества линз (не более 7-8), что уменьшает потери на переходах воздух-стекло, стекло-воздух, а также и в самом материале линз. В таких объективах чаще всего встречаются оптические схемы Planar и Sonnar. Схема Планар предназначена для достижения большей светосилы (от 1 до 1.8). К портретным объективам можно отнести и простейший объектив монокль из одной выпукло-вогнутой линзы.
  2. Объективы с постоянным фокусным расстоянием обладают большой светосилой, что позитивно влияет на пластичность и объем снимка, а также на рисунок размытых зон (Боке). Высокая светосила позволяет производить съемку при больших значениях диафрагмы (0.7 - 2.8) и малом значении ГРИП (глубине резко-изображаемого пространства), подчеркивая отдельные детали портрета. Фотография, снятая при большой диафрагме объемнее и пластичнее, а объект съемки эффективно отделяется от фона. Обычно, при съемках портретов используется диафрагма до 4.0. Кроме этого, благодаря высокой светосиле можно без проблем снимать портреты при недостаточном уровне освещения. Величина диафрагмы непосредственно оказывает влияние на рисунок Боке.

Портретный объектив хорошего уровня обладает достаточной резкостью для акцентирования сюжетно-важных областей портрета, при этом сохраняется мягкость, пластичность и плавность тональных переходов. Изображение кажется достаточно объемным. Для портретов фотографы обычно предпочитают средний или ниже среднего уровень контраста. За счет легкого оптического размытия кожа смягчается, а ее дефекты сглаживаются. С этой целью в конструкции объектива может использоваться линза с дополнительным рассеиванием. Иногда эффект усиливается при помощи специальных диффузионных светофильтров либо самодельных приспособлений.

пример фото портретного объектива

Термин «Боке́» имеет японское происхождение и обозначает «размытость». Обычно термин используют для описания оптического размытия части снимка, оказавшегося вне зоны ГРИП (Глубина Резко Изображаемого Пространства). Причем подразумевается рисунок оптической размытости заднего и переднего плана. При съемке объективом с постоянным фокусным расстоянием от 50мм наиболее гармоничное и красивое боке обычно получается при значении диафрагмы от 1.0 до 4.0. При оценке рисунка боке присутствует субъективный фактор, однако существует ряд общих раздражающих элементов:

  • некрасивая форма кружков рассеивания;
  • дублирование линий;
  • резкие тональные переходы;
  • хроматические аберрации и пр.

портретный объектив пример фото №2

Количество лепестков диафрагмы во многом влияет на размытость изображения. Чем больше лепестков, тем более отверстие диафрагмы близко к круглой форме, и тем гармоничнее и пластичнее рисунок боке. Лучшие портретные объективы могут иметь больше 10 лепестков, например, Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm f/ 2.8. Впрочем, существуют превосходные портретные объективы, у которых всего 6 лепестков диафрагмы, в частности, Asahi Pentax Super-Takumar 85mm f/1.9. Правда такие объективы обеспечивают отличный результат только при открытых диафрагмах, а далее появляется эффект "гаечности". Желательно, чтобы диафрагма менялась плавно, с возможностью использования промежуточных значений, как это устроено в ирисовых диафрагмах с ручным управлением при помощи кольца. В свое время появление дискретных диафрагм сослужило плохую службу этой характеристике, так как в механизме ступенчатой диафрагмы предполагали использование всего 6 лепестков. Современные объективы с автофокусом редко имеют более 9 лепестков, хотя в дорогих моделях имеется дополнительное округление диафрагмы.

портретный объектив пример фото №3

Портретные объективы не слишком чувствительны к оптическому качеству объектива в классическом понимании. Более того, некоторые аберрации объектива, недопустимые в других видах съемок, в портретной съемке могут быть использованы с пользой:

  • При помощи виньетирования портретному снимку можно придать дополнительный объем;
  • Остаточная сферическая аберрация создает определенную  мягкость и пластичность портретного снимка;
  • Уменьшение разрешения по периметру кадра и кривизна поля изображения  не носят критичного характера и позволяют лучше подчеркнуть главный объект снимка;
  • Высокое разрешение объектива слишком проявляет дефекты кожи, делая изображение слишком «грубоватым» по рисунку;
  • Низкий и средний контраст изображения создает пластичность и мягкость тональных переходов снимка. К тому же,  легко корректируется в графическом редакторе.
Для портретной съемки могут применяться и зум-объективы, например, с фокусным расстоянием 70-200мм, однако они проигрывают фикс-объективам по показателю светосилы и характеру рисунка боке. Отличные портретные объективы имеются практически у каждого известного бренда, однако особого внимания заслуживают портретные объективы фирм Dellmeyer, Carl Zeiss, Canon, Nikon, Leica, Rodendtock, Voigtländer, Schneider Kreuznach,  Meyer-Optik Görlitz и т.д.

Автор: FC,
19.03.2014 г.

Поделиться с друзьями:

Предложения магазинов:
Нет